- Труд
- Характер Т. в античную эпоху определялся закономерностями развития главным образом рабовладельч. отношений. Социальная структура общества складывалась под влиянием двух осн. тенденций в разделении обществ, труда: отделения ремесл. Т. от сельскохозяйств. и разделения на физич. и умсгв. Т. В Греции углубляющуюся специализацию ремесл. Т. можно отметить начиная с 6–5 в. до н. э., в Риме — с 3 — 2 вв. до н. э. Удельный вес свободных производителей в ремесл. производстве был довольно высоким. С возникновением крупных ремесл. мастерских сгал применяться Т. рабов. У греков небольшие хозяйства свободных крестьян оставались доминирующей формой производства до 4 в. до н. э., в Риме — до 2 в. до н. э. Позднее им на смену пришли крупные земледельч. хозяйства, резко увеличив число занятых в сельском хозяйстве рабов. В сельском хозяйстве и в ремесл. мастерских трудились также наемные рабочие и поденщики. Возросшее число рабов, составлявших как дешевая рабочая сила некоторую конкуренцию неимущим свободным гражданам, привело к увеличению прослойки пролетариев, влачивших существование на средства, выделяемые государством. Их численность увеличивалась за счет крестьян, переселявшихся в город из-за потери земли вследствие распространения основанною на рабском труде крупного землевладения. Расширение производства не играло в античные времена определяющей роли, хотя некоторые рабовладельцы и вкладывали капитал в приобретение новых земель и рабочей силы. Профессиональная специализация в ремесл. производстве еще не привела к технически обусловл. разделению Т. внутри отдельных видов ремесел. Прибавочный продукт, постоянно возраставший за счет постен, совершенствования производства, присваивался рабовладельцами в натуральной форме. Он главным образом покрывал потребность правящего класса в предметах потребления, а также создавал возможность тезаврации, т. е. накопления богатств. В трудовом процессе рабовладельцы выполняли руководящие функции, которые позднее были переданы довер. лицам. Аристократия освободила себя от к.-л. участия в Т. и полностью предалась развлечениям, счш авшимся высшей целью жизни. Досуг как продукт разделения Т. обусловил создание представителями господствующего класса культурных ценностей и отразил происшедшее разделение Т. на физич. и умств. («Без рабства не было бы треческою государства, греческою искусства и науки; без рабства не было Римской империи... да и всей современной Европы». — Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг»). Досуг рассматривался знатью как условие развития высоких нравств. и обществ, качеств личности. Поэтому участвовавшие в производств. Т. рабы, ремесленники, крестьяне и наемные рабочие, лишенные досуга, по мнению представителей правящего класса, не были в полной мере полной, людьми. Реализация личности посредством Т. считалась невозможной.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.